Sleep disorders

In harmony with yourself
01
drug treatment
02
psychotherapy
03
improving the quality of life
04
adaptation to reality
Consultation cost
Counselling session (1 hour)
1 400 UAH

Sleep is a physiologically necessary functional state of the body. During sleep, a person changes the electrical activity of the brain and various body functions. Most healthy people need 6-8 hours of sleep. This is a very relative figure, as there are people who need 5 hours of sleep, and there are those who need more than 8 hours for a good recovery. Sleep duration is not an important indicator, sleep quality is important. The quality of sleep is the body's ability to recover and feel refreshed and ready for a new day in the morning.

How does a person manage to fall asleep?

For the body to move to the phases of sleep, you need two conditions. The first condition is an increase in sleep pressure (the desire to sleep, which usually occurs in the evening after a busy day). The second - circadian rhythms - cyclical fluctuations of various biochemical processes that are associated with the change of day and night. When these two conditions are combined (increased readiness of the brain for sleep and desire to sleep due to increased sleep pressure), a "sleep window" appears. The window of sleep is the period of time during which our body wants and expects sleep.

What are sleep disorders?

The third edition of the International Classification of Sleep Disorders (ICSD-3) includes seven main categories:

  • Insomnia
  • Sleep-related breathing disorders
  • Central disorders of hypersomnolence
  • Disturbance of the circadian rhythm of sleep-wake
  • Parasomnias
  • Sleep-related movement disorders
  • Other sleep disorders

In total, there are 60 specific diagnoses in seven main categories, and there is a separate appendix for the classification of sleep disorders associated with medical and neurological disorders.
Your doctor will help you find out exactly what sleep disorder and what further tactics he needs.
The most common sleep disorders include insomnia and sleep-related breathing disorders.
There are short-term insomnia, chronic insomnia and other insomnia (when the patient has symptoms of insomnia, but he does not meet the criteria for the other two types of insomnia). There is also a separate type of "adaptive insomnia", which occurs against the background of acute stress or changes in the environment. The general activity of the nervous system increases and this leads to impaired entry into the evening sleep when you are trying falling asleep or waking up at night. With this form of insomnia, it is usually possible to pinpoint the cause of the sleep disorder. The duration of adaptive insomnia does not exceed 3 months. If insomnia lasts longer, then psychological disorders are added and we can already talk about "psychophysiological insomnia". In this form of insomnia, the patient tries to force himself to fall asleep in the evening and fears that it will not happen quickly, which leads to excessive activation of the nervous system and the progression of sleep disorders. 

Sleep-related breathing disorders include obstructive sleep apnea syndrome and central sleep apnea syndrome. Men get sick more often, and among middle-aged and elderly men the incidence rate reaches 10%. Obstructive sleep apnea syndrome is one of the most common sleep-related respiratory disorders. This is due to the fact that it is a comorbid (multifactorial) disease. Obstructive sleep apnea syndrome can occur in people with characteristic features of the structure of the oropharynx and larynx, in people prone to obesity, with concomitant hypertension and diabetes. Central sleep apnea syndrome is less common and is associated with pathology of the central nervous system. It can occur after damage to the respiratory center in the medulla oblongata due to stroke, infectious diseases of the central nervous system or be the result of neuromuscular pathology.
You will learn more about certain types of sleep disorders and how they are treated in our following publications.

So how to understand what you need for a doctor's consultation?

You need to pay attention if:

  • it's hard for you to fall asleep
  • you can't wake up in the morning
  • you always want to sleep during the day
  • you often wake up in the middle of the night
  • you have vivid heavy dreams
  • you are disturbed by unpleasant sensations in the legs during sleep
  • you sleep long, but wake up tired or anxious
  • relatives reported that you have apnea (snoring, respiratory arrest) or move while sleeping. 

Sources:

 

Horak Nataliya
Horak Nataliya
Psychologist
More details
Sign up for an appointment with the doctor

Нарушения сна

Cтоимость консультации
Консультация психолога / психотерапевта / психиатра (1:00)
1 000 грн

Сон – это физиологически необходимое функциональное состояние организма. Во время сна у человека происходит изменение электрической активности головного мозга и различных функций организма. Большинство здоровых людей нуждаются в 6-8 часах сна. Это очень относительная цифра, так как есть люди, которым достаточно 5 часов сна, а есть и такие, которым для хорошего обновления необходимо более 8 часов. Важно не продолжительность сна, а качество сна. Качество сна – это возможность организма восстановиться и чувствовать утром бодрость и готовность к новому дню.

Как человеку удается уснуть?

Чтобы организм перешел в фазы сна, необходимо наличие двух условий. Первое условие – повышение давления сна (желание спать, что обычно у человека появляется вечером после насыщенного рабочего дня). Вторая – циркадные ритмы – циклические колебания различных биохимических процессов, которые связаны с изменением дня и ночи. Когда объединяются эти два условия (повышенная готовность головного мозга ко сну и желание сна вследствие повышения давления сна), появляется "окно сна". Окно сна – период времени, в течение которого наше тело хочет и ожидает сон.

Какие существуют нарушения сна?

Третье издание Международной классификации нарушений сна (ICSD-3) включает семь основных категорий:

  • Бессонница
  • Расстройства дыхания, связанные со сном
  • Центральные расстройства гиперсомнолентности
  • Нарушение циркадного ритма сна-бодрствования
  • Парасомнии
  • Расстройства движения, связанные со сном
  • Другие нарушения сна

В целом, различают 60 конкретных диагнозов в семи основных категориях, а также есть отдельное приложение для классификации расстройств сна, связанных с медицинскими и неврологическими расстройствами.
Выяснить какое именно расстройство сна и какая дальнейшая тактика требует вам врач во время консультации.
К наиболее распространенным расстройствам сна относятся инсомнии (бессонница) и расстройства дыхания, связанные со сном.
Относительно инсомний выделяют кратковременное расстройство бессонницы, хроническое расстройство бессонницы и другое расстройство бессонницы (когда у пациента есть симптомы бессонницы, но он не соответствует критериям для других двух типов бессонницы). Также выделяют отдельный вид "адаптационная инсомния", возникающая на фоне острого стресса, конфликта или смены окружающей обстановки. Общая активность нервной системы повышается и это приводит к нарушению вхождения в вечерний сон при засыпании или при ночных пробуждениях. При этой форме бессонницы обычно можно точно установить причину, приведшую к нарушению сна. Продолжительность адаптационной инсомнии не превышает 3 месяцев. Если бессонница длится дольше, то прилагаются психологические расстройства и можно уже говорить о "психофизиологической инсомнии". При этой форме инсомнии появляется попытка пациента заставить себя заснуть в вечернее время и страх, что это не произойдет быстро, что приводит к чрезмерной активации нервной системы и прогрессированию выраженности расстройств сна.

Расстройства дыхания, связанные со сном включают Синдром обструктивного апноэ во сне и Синдром центральных сонных апноэ. Чаще болеют мужчины, а среди категории мужчин среднего и пожилого возраста показатель заболеваемости достигает 10%. В основном среди расстройств дыхания, связанных со сном, встречается именно синдром обструктивного апноэ. Это связано с тем, что это коморбидное (мультифакторное) заболевание. Синдром обструктивного апноэ может возникать у людей с характерными особенностями строения ротоглотки и гортани, у людей склонных к ожирению, с сопутствующей артериальной гипертензией и сахарным диабетом. Синдром центральных сонных апноэ встречается реже и связан с патологией центральной нервной системы. Он может появиться после повреждения дыхательного центра в продолговатом мозге вследствие инсульта, инфекционных заболеваний ЦНС или быть следствием нервно-мышечной патологии.
Детальнее об отдельных видах расстройств сна и как они лечатся можно будет узнать в следующих наших публиках.

Так как понять, что нужно на консультацию к врачу?

Вам нужно обратить внимание, если:

  • вам тяжело уснуть
  • вы не можете проснуться утром
  • вы постоянно хотите спать днем
  • вы часто просыпаетесь посреди ночи
  • у вас яркие тяжелые сновидения
  • вас беспокоят неприятные ощущения в ногах во время сна
  • вы спите долго, но просыпаетесь уставшим или с ощущением тревоги
  • родные сообщили, что вы имеете апноэ (храп, остановку дыхания) или двигаетесь во время сна.

Источники:

Горак Наталья Владимировна
Горак Наталья Владимировна
Психолог
Подробнее
Записаться на прием к доктору